Неисправности магнитного пускателя
Магнитный пускатель – это по сути коммутационное устройство, задача которого подключения и отключения нагрузки от сети.
Такие устройства широко распространены в основном в промышленности и управление электродвигателей, но широкий спектр номинальных токов и малые габариты устройства позволяют также эффективно найти применения и в быту.
В магнитных пускателях чаще всего выходят из строя подвижные или неподвижные элементы и дугогасительные контакты.
Что же представляет из себя магнитный пускатель?
Прежде всего, для начала, это катушка, как правило, из тонкого провода намотана на текстолитовом корпусе с металлическим сердечником внутри, помещенная в некоем пластмассовом корпусе с контактами. Контакты в приборе разделяются на подвижные, соединенные механически с подпружиненным сердечником катушки, и недвижные, стационарно помещенные в высшей части корпуса.
При интенсивной работе пускателя на контактных пластинах устройства образуется нагар металла, а также копоть и окислы. Все это очищается с помощью напильника с тонкой насечкой или надфиля. После хорошей зачистки контакты промывают салфеткой которую можна смочить в уайт-спирите или также можна применить в авиационный бензин.
Но все же от данной процедуры лучше отказаться в исправных пускателях, так как токопроводящий слой на контактах устройства достаточно тонкий и каждая “профилактическая чистка” будет его уменьшать.
Плоскости соприкосновения якоря и сердечника вычищают мягенькой ветошью намоченной в спирту. Опосля чистки щупом шириной 0,05 мм либо узким листком бумаги необходимо проверить площадь соприкосновения сердечника и якоря, прижав рукою якорь к сердечнику.
Плоскость соприкосновения обязана составлять более 70% от сечения кернов. Если же данный промежуток менее 0,2 мм, якорь либо сердечник пускателя необходимо зажать в тисках и и при помощи ратфиля спилить центральный керн. Значение данного промежутка обязано пребывать в пределах 0,2 – 0,25 мм.
Часто в процессе работы устройства слышен гул (гудение), причин может быть несколько. Прежде всего надо осмотреть трещины на каркасе катушки, возможно возник перекос самой катушки, слишком мощная возвратная пружина.
Все ето имеет возможность привести к тому, что якорь при замыкании недостаточно тесно прилегает к сердечнику. Следствием станет больший ток катушки в следствии наименьшего ее индуктивного сопротивления (отсюда и гул), а также подгорание силовых контактов.
Вероятен и выход из строя самой катушки, они бывают как каркасные так и бескаркасные.
При дефекте изоляции катушки либо обрыве обмоточного электропровода в верхних слоях обмотки снимают внешную изоляцию обмотки и покоробленные витки до места дефекта либо обрыва, допаивают, изолируют место пайки нового обмоточного электропровода и поматывают требуемое численность витков.
Хотя порой когда дефекты катушки значительные, межвитковые замыкания, обгорании изоляции обмотки, катушку гораздо лучше поменять на новую.
Порой когда при замыкание контактов случается разновременность замыкания пластинок, можно попробовать исправить затяжкой хомутика, держащего основные контакты на валу.
Если поверхность магнитных пластин имеет повреждения и дефекты, ее очищают мягкой тряпочкой, смоченным в бензине или в уайт-спирите, и просушивают. А уже после высыхания сердечник и якорь опускают в ванночку с эмалью так, чтобы поверхности соприкосновения не были покрыты лаком, причем ширина неокрашенного пояска вокруг кромок поверхности соприкосновения должна быть не более 3 мм. Покрывать лаком якорь и сердечник магнитопровода можно и с помощью кисточки. После окраски магнитопровод на протяжение 3 часов сушат на открытом воздухе до полного высыхания.
Выявив все неисправности магнитного пускателя, можно некоторые детали попросту заменить на новые, такими элементами могут быть катушки, пружины, зажимные пластины, а также контакты и целые контактные группы.
Ремонт магнитных пускателей: диагностика неисправностей и их устранение
Любое промышленное предприятие, на котором установлено электрооборудование наиболее эффективно работает при его минимальных простоях. Поскольку любое работающее оборудование изнашивается, наступает момент, когда потребуется либо его замена, либо его ремонт. Сложное коммутационное оборудование, такое как магнитный пускатель, обычно дешевле быстро и качественно отремонтировать, нежели заменить новым. Поэтому своевременный быстрый и качественный ремонт магнитных пускателей влияет на эффективность предприятия в целом.
В электрическом оборудовании в первую очередь изнашиваются подвижные детали. В коммутационном оборудовании и в том числе в магнитных пускателях такими частями являются в первую очередь контакты. Поскольку разрыв цепи с током вызывает появление как минимум искрения, а при значительных величинах тока и дуги, на контактах накапливаются продукты разрушения их поверхности – копоть и нагар. Причем, как правило, поверхность контактов в той или иной степени окисляется из-за влажности воздуха и протекающих электрохимических процессов.
Поэтому, в первую очередь, следует осмотреть контакты магнитного пускателя и сделать их очистку от загрязнения и окисления, используя напильник. Насечка его выбирается такой, чтобы на контактах не оставались царапины. Затем используя полоски из тонкого пластика, соизмеримого с толщиной бумаги для письма и динамометр следует отрегулировать прижим контактов. Имитируя замыкание контактов через пластик, настраиваемый контакт оттягивают динамометром. При усилии 500 – 700 Грамм пластик должен выниматься.
Если работающий магнитный пускатель издаёт низкочастотное гудение, возможны такие неполадки:
- не получается необходимый контакт сердечника с якорем;
- треснул короткозамкнутый виток;
- контакты натянуты слишком сильно;
- неправильное взаимное положение сердечника и якоря;
- слой ржавчины в месте контакта сердечника с якорем.
Латунные, алюминиевые или медные короткозамкнутые витки являются частью конструкции сердечника и размещаются на его окончаниях. Для этих витков делаются специальные пазы, в которых они и размещаются. Витки могут повреждаться также и в катушке, намагничивающей сердечник. При обрыве провода катушка вообще не будет тянуть сердечник, а при межвитковом замыкании тяга сердечника будет ослаблена и при этом будет заметен перегрев катушки.
Ремонтируем контакты и катушки
Если контакты целые, но загрязнены удаляемыми продуктами коммутаций, их достаточно тщательно протереть спиртом или бензином. Если на поверхности контактов есть выпуклые приварившиеся частицы металла их необходимо зачистить напильником. При эрозии контактов или их частичном разрушении потребуется замена новыми контактами. Но конструкция магнитного пускателя должна предусматривать такую замену.
Контактные пружины при обнаружении повреждений или износа не подлежат ремонту и только заменяются. Необходимо проверить одновременно ли замыкаются контакты, соответствующие разным фазам. Если потребуется изменить позиционирование контактов это допустимо, поскольку предусмотрено конструкцией пускателя и регулируется на валу, который связан с основными контактами.
Если катушка каркасная и каркас треснул трещину необходимо заполнить «холодной сваркой» используя узкий шпатель. Затем, если размеры отверстия в сердечнике позволяют, поверх трещины на обезжиренную поверхность приклеивается отрезок медицинского пластыря. На пластырь наносится слой супер — клея. Клей впитывается в пластырь и сцепляясь с пластиком каркаса не позволит трещине увеличиться.
При обнаружении межвиткового короткого замыкания потребуется удаление витков до места замыкания. Это можно сделать только отматыванием провода. В месте замыкания всегда хорошо видна повреждённая эмаль на витке. Вблизи закороченного витка провод разрезается, очищается от эмали и спаивается. Место спайки размещается между слоями стеклоткани, и отмотанный провод наматывается обратно на катушку.
Ремонтируем магнитопровод
Загрязнения, которые при размыкании вызывают искрение и дуга распространяются, в том числе и на магнитопровод. К ним добавляются пыль и ржавчина. Поверхность магнитопровода очищают от загрязнений ветошью, увлажнённой бензином. Ржавчину зашлифовывают наждаком. Те места, которые не поддаются зачистке наждаком, зачищаются на абразивном круге станка.
При шумной работе магнитного пускателя могут быть
- ослаблены винтовые крепления в паре сердечник – якорь;
- короткозамкнутый виток, который противодействует пружине, размыкающей контакты, повреждён.
Соответственно винты затягиваются, а короткозамкнутый виток заменяется на новый. Также необходимо добиться максимального соприкосновения с якорем притянутого к нему сердечника. Контроль этого соприкосновения можно осуществить прокладыванием бумаги между сердечником и якорем по отпечаткам на ней.
При ремонте магнитных пускателей может пригодиться таблица, показанная далее.
Регулярный периодический осмотр и своевременная корректировка настроек магнитных пускателей позволят уменьшить затраты на их ремонт и простои оборудования.
БЛОГ ЭЛЕКТРОМЕХАНИКА
Студенческий блог для электромеханика. Обучение и практика, новости науки и техники. В помощь студентам и специалистам
01.02.2013
Основные возможные неисправности электрической аппаратуры, их причины и принимаемые меры
1.1. Автомат не поддается включению или не обеспечивает надежного включения
а) Прекращение питания в цепи катушки минимального расцепителя
б) Неисправность механизма свободного расцепления
в) Повреждение отключающей пружины автомата или попадание в него посторонних предметов
а) Восстановить цепь питания катушки, при необходимости заменить катушку
б) Проверить кинематику, устранить неисправности и повреждения
в) Заменить отключающую пружину, очистить автомат от посторонних предметов
1.2. Автомат не отключается при срабатывании защиты
а) Якорь минимального расцепителя постоянного тока остается притянутым из-за остаточного магнетизма и малого зазора между ним и сердечником
б) Заедание в кинематической части автомата
в) Приварились контакты автомата,
г) Не отрегулирован максимальный расцепитель
д) Неисправность механизма замедления, вследствие чего увеличивается момент, необходимый для приведения его в действие
а) Отрегулировать зазор между якорем и сердечником
б) Устранить заедание
в) Отрегулировать и зачистить их, при необходимости заменить новыми
г) Отрегулировать и проверить сборку максимального расцепителя
д) Устранить неисправность механизма
1.3. Автомат отключается вручную замедленно
Не отрегулирован рычажный привод или неисправен механизм свободного расцепления
Отрегулировать рычажный привод и устранить неисправность механизма свободного расцепления
1.4. Самопроизвольное отключение автоматов
а) Неисправность и износ кинематических частей
б) Обрыв цепи катушки минимальною расцепителя
а) Устранить неисправности, а при необходимости заменить изношенные детали
б) Восстановить целость цепи катушки
2.1. Контактор нечетко включается или вовсе не включается при подаче напряжения
а) Заедание подвижной системы, задевание контактов о стенки дугогасительной камеры
б) Неплотное прилегание якоря к сердечнику, задевание якоря за внутреннюю поверхность катушки
в) Чрезмерное нажатие отключающей пружины или контактов
г) Отсутствует питание в цепи блок-контакта, через который получает питание включающая катушка контактора
д) Обрыв в цепи втягивающей катушки
а) Осмотреть и очистить подвижную систему контактора, устранить перекос дугогасительной камеры, обеспечить свободный ход контактов
б) Отрегулировать положение катушки так, чтобы якорь не задевал за нее при включении, и плотно закрепить катушку в таком положении
в) Сменить пружины и установить нажатие в пределах, указанных в инструкции по обслуживанию контактора
г) Произвести проверку; устранить неисправность, отрегулировать блок-контакт
д) Устранить неисправность
2.2. Контакты свариваются при включении
Слишком большое или слишком малое нажатие контактов
Проверить динамометром величину нажатия и отрегулировать ее в рекомендуемых пределах. При необходимости заменить пружины
2.3. Прилипание якоря к сердечнику контактора
а) Чрезмерно утончилась или отсутствует немагнитная прокладка
б) Недостаточно нажатие отключающей пружины
а) Сменить или установить на месте немагнитную прокладку
б) Отрегулировать нажатие отключающей пружины
2.4. Сильно гудит электромагнит в контакторах переменного тока
Повреждение короткозамкнутого витка, перекос якоря, плохое крепление якоря и сердечников, загрязнение поверхностей соприкосновения
Произвести проверку магнитной системы контактора, устранить выявленные дефекты. Поврежденный короткозамкнутый виток заменить новым, устранить перекосы, поджать все крепежные винты, очистить контактные поверхности
2.5. Чрезмерный нагрев контактов
а) Перегрузка контактов
б) Недопустимый износ контактов
в) Недостаточная величина нажатия
г) Обгорание или загрязнение контактов
д) Ненадежный контакт в месте соединения держателя или гибкого вывода с контактом
а) Проверить величину тока нагрузки. Если имеется возможность, уменьшить величину тока, в противном случае заменить контактор соответствующим величине тока нагрузки
б) Заменить контакты
в) Произвести замену пружин и зачистить контакты
г) Произвести очистку и обтирку контактов
д) Подтянуть крепящий болт. При окислении мест прилегания контактов необходимо зачистить их до металлического блеска
3.1. Прерывание тока в электрической цепи
а) Отсутствие нажатия или слабое нажатие в контакте, загрязнение контактов
б) Износ роликов и кулачков
в) Износ сухарей и сегментов
а) Очистить контакты, проверить нажатие при помощи динамометра, если необходимо, сменить пружину
б) Степень износа роликов и кулачков определяют по величине раствора контактов; если эта величина больше максимальной, указанной в инструкции, следует заменить ролики и кулачки. При этом необходимо проследить за тем, чтобы ролики свободно вращались
в) У контроллеров барабанного типа прилегание сухарей к сегментам должно быть не менее чем на 3/4 их ширины. При уменьшении толщины сухарей и сегментов менее допустимого их нужно заменить новыми
3.2. Мала величина провала контакта
а Плохо отрегулирован провал или износился контакт
б) Ослабла пружина
а) Отрегулировать провал. Износившиеся контакты заменить новыми
б) Заменить пружину новой
3.3. Нечеткая фиксация положения маховика (рукоятки)
Износ или повреждение механизма фиксации
Разобрать, очистить и отремонтировать механизм фиксации
4.1. Тормоз при включении электродвигателя не растормаживается
а) Понизилось напряжение на катушке тормоза
б) Ход якоря превышает допустимое значение
в) Заедает подвижная система
г) Завышено усилие тормозной пружины
д) Повреждена катушка электромагнита
а) Проверить напряжение, устранить неисправность
б) Проверить состояние фрикционных колец, изношенные заменить
в) Отрегулировать подвижную систему, устранить заедание
г) Ослабить натяжение тормозной пружины. При этом надо учесть, что установленный в холодном состоянии тормозной момент несколько снижается в нагретом состоянии тормоза
д) Устранить повреждение или заменить катушку
4.2. Тормоз слабо затормаживает или вообще не затормаживает вал двигателя при отключении
а) Недостаточно усилие тормозной пружины
б) Наличие на тормозных поверхностях смазывающих веществ
в) Чрезмерный износ фрикционных поверхностей
г) Увеличенный зазор
а) Увеличить натяжение тормозной пружины либо заменить ее новой
б) Протереть тормозные прокладки чистой ветошью
в) Заменить фрикционные прокладки
г) Отрегулировать зазор
4.3. Повышенное гудение тормоза
а) Поврежден короткозамкнутый виток у магнита переменного тока
б) Неплотное прилегание якоря к ярму, перекос якоря или ярма, ослабление стягивающих шпилек или заклепок магнитопровода, износ прокладок
а) Заменить короткозамкнутый виток
б) Осмотреть электромагнит, устранить перекосы, затянуть крепящие винты, протереть тормозные прокладки, очистить внутренние части от пыли, заменить изношенные уплотнения, добавить смазку в трущиеся части тормоза
4.4. Сильные удары при включении и отключении электромагнита
Увеличен ход якоря
Проверить величину хода якоря и произвести регулировку тормоза